0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

История бисерного рукоделия насчитывает не одно столетие, с периодами взлета и падения мастерства. Не забыто оно и в наши дни, пользуясь большой популярностью как один из видов досуга, тем более что купить бисер теперь не составляет особого труда.

Но «золотой эпохой» бисера в России считается конец XVIII — первая половина XIX века, когда рукоделие вышло за рамки увлекательного досуга горожан и стало одной из характерных черт стиля жизни, играя ведущую роль в оформлении интерьера. В это время изделия из миниатюрных стеклянных бусин украшали всевозможные предметы быта, порой весьма неожиданные по замыслу. Эту характерную черту быта своего времени очень метко, с иронией подметил Н.В.Гоголь – «хозяйственная часть» супруги Манилова состояла из вязания кошельков и изготовления сюрпризов в виде бисерного чехольчика на зубочистку. Как ни курьёзно это звучит, но ирония писателя имела под собой реальную основу. Миниатюрные зубочистки в бисерных чехольчиках находятся в собрании Эрмитажа.

Секрет небывалой популярности бисера объяснялся тем, что ни один из материалов для украшения интерьера в то время не позволял достичь высокого художественного эффекта без значительных материальных затрат. Бисер оказался более демократичен. Миниатюрные стеклянные бусины в умелых руках мастерицы превращали обычные предметы быта в настоящие произведения искусства. Поэтому среди различных приемов этого мастерства преобладало плетение чехольчиков на самые разнообразные предметы домашнего обихода, такие как подстаканники, подсвечники, письменные принадлежности, шкатулки, курительные трубки. Они выполнялись по форме предмета заранее отсчитанным и нанизанным на нитку бисером, для чего существовали специальные наборы крючков, иголок и менее популярных спиц. Большинство выполненных таким способом изделий украшались цветочными гирляндами из многочисленных оттенков мельчайшего бисера. Такие композиции спирально вились по поверхности предмета, что зависело от техники плетения, приводившей к смещению узора и превращению обычного медного подсвечника в изящное украшение интерьера.

Не менее оригинально выглядели декоративные панно выполненные в технике вышивки по холсту, при которой каждая бисеринка пришивалась отдельно по направлению нитей основы. Для них были характерны не только цветочные мотивы, но и изображения сельских пейзажей, маленьких домиков. Оправленные в раму, такие настенные панно подчеркивали идею домашнего уюта, по художественному эффекту нисколько не уступая дорогим картинам.

Бисерное рукоделие оставило свою оригинальную страницу и в истории моды — сначала в отделке аксессуаров. Разнообразные сумочки и кошельки, украшенные вышивкой бисером или сплетенные полностью из бисера, были обязательным дополнением костюма как столичной, так и провинциальной модницы первой половины XIX века. А многозначительная вышивка с изображением рога изобилия, была вполне уместна на бумажнике какого-нибудь щёголя.

Но, с течением времени популярность этого рукоделия заметно ослабела, уменьшился ассортимент стеклянных бусин, и появилась канва из плотной бумаги в качестве основы для работы, значительно упрощавшая мастерство. Иногда даже не требовалось заполнять бисером фон вышивки, в качестве него служила сама канва, на которой вышивался только контур узора. Такой прием применялся при изготовлении закладок для книг, где в виде узора могли быть изображены инициалы владельца книги.

Новый взлет бисерного рукоделия в России в начале XX века был не столь впечатляющим, как почти столетие назад. Этот короткий период остался заметной строкой исключительно в истории моды. В это время его стали применять в украшении женского городского костюма, наряду с аппликацией, вышивкой по тюлю, различными видами тесьмы. Чаще всего для этого использовались черные или прозрачные крупные бусины, иногда стеклярус. Бисер оказался уместным и в мужской моде этого времени — в качестве контура аппликации или отдельных бусин в сдержанных тонах на лацканах стильного жилета.

На протяжении более столетия «жемчугу подобный» бисер волновал воображение мастериц, позволяя не только подчеркивать изящность интерьера, но и создавать неповторимый стиль в костюме. Этот источник творческого вдохновения не иссяк и поныне.

Бисерное рукоделие в старинном интерьере

  • ← назад
  • вперед →
Читать еще:  Шпаргалка рыбака (сводная таблица по ловле разных видов рыб)

История рукоделий: бисер

Автор: Наталия Горюшкина

История бисера, как и история стеклоделия, уходит корнями в далекое прошлое. Едва возникнув, стекло стало использоваться для изготовления украшений. В чем причина — не сложно догадаться. Прочное, долговечное, яркое, блестящее, сохраняющее краски в течение веков. — ну как не влюбиться в этот материал! Особенно, в самое мелкое его воплощение — бисер. Ведь ему, помимо собственных, присущи все достоинства стекла.

Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали еще одежду древнеегипетских фараонов, кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькими стеклянными бусинками они украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, шаровары, пояса и головные уборы. А женщины — вышивали ими даже подошвы кожаных башмаков.

Считается, что самой древней сохранившейся стеклянной вещью является бусина, найденная при раскопках египетского города Фивы. Ее относят к 35 веку до н.э.

А появилось рукотворное стекло в древней Финикии. По версии историка Плиния Старшего (23-79 г.г. нашей эры) финикийские купцы, перевозившие морем груз соды, пристали к берегу на ночлег, развели костер, чтобы приготовить ужин, и, не найдя вокруг подходящих камней. подложили под свои котелки куски соды. Наутро в золе они обнаружили прозрачные куски стекла: раскаленная сода, соединяясь с песком, и дала стекловидную массу. Правда, многочисленные попытки повторить этот опыт никакого результата не дали. Скорее всего, история о моряках и соде – всего лишь легенда.

Но задолго до первых опытов производства людям было известно «природное стекло» — обсидиан. Из него изготавливали украшения. Первое же дошедшее до нас достоверное описание «технологического процесса» производства стекла сделали древние Ассирийцы — его относят примерно к 650 году до н.э.

Не удивительно, что в древности стекло ценилось очень высоко. В особенности — бесцветное, ведь из-за многочисленных примесей в исходном сырье древнее стекло было зеленоватым или коричневатым. Римский император Нерон как-то заплатил за прозрачные бесцветные стеклянные чаши золотом, равным им по весу.

В начале нашей эры стекло проникло из Египта в Европу: сперва его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, оттуда искусство стеклоделия перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Именно Венецианская республика (особенно остров Мурано) на несколько столетия стала единственным центром производства бисера в Европе. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы, а география торговли была чрезвычайно обширной: страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Не удивительно, что правитель других государств постоянно пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в стеклоделии, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья (соды), необработанного стекла и даже его осколков. А все для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, ждало серьезное наказание — их объявляли государственными изменниками. Но у стеклоделов были и привилегии: они могли выдавать своих дочерей замуж за патрициев. м давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев.

Монополия Венеции на производство бисера и стекла продержалась до XVII века. Однако вскоре у нее появились конкуренты: мастера Богемии заменив соду древесной золой, разработали технологию получения так называемого «лесного стекла. По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского: она имело высокую температуру плавления и отличную прозрачность. Из-за этого оно не поддавалось обработке в нагретом состоянии, но зато, в отличии от венецианского стекла, его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Конечно же огранке стали подвергать и производимые тут бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке венецианский бисер был вытеснен богемским, а к середине XVIII века его производство в Венеции заметно сократилось. Зато в разных странах Европы появлялись мастерские, открываемые беглыми мастерами из Мурано.

Производство бисера в Европе достигло расцвета во второй половине XVIII века, когда появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера (и провело к появлению очень популярной его разновидности — стекляруса). Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта мастеров способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Кстати, именно тогда во Франции изобрели особую форму бисера — стеклярус (удлиненные бисеринки, цилиндрической формы). Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, бисером торговали по всему Старому Свету, не обходя вниманием и Россию.

Читать еще:  3D печать в производстве сувениров

История бисерного рукоделия в России чрезвычайно богата и содержит немало интересных страниц. Очевидно, что бисер пришел на Русь в эпоху монголо-татарского нашествия. Даже русское название «бисер» перекликается с арабским «buser» — «зернышки из стекла». Правда до XVII века бисером в России называли . жемчуг. Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. Его широко использовали для украшения одежды. головных уборов, церковной утвари. Широкому распространению этого вида рукоделия способствовала относительная доступность жемчуга: пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Настоящий бисер в Россию массово начали завозить из Европы в конце XVII века. А к середине XVIII века рукодельницы стали использовать бисер в качестве украшения национальных костюмов наравне с жемчугом. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Масштабы бисерного импорта в Россию в те годы были внушительны: согласно регистрационным книгам в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, а спустя четыре года — уже 2126 пудов. Но не смотря на столь объемные поставки бисер был в дефиците. Не удивительно, что предпринимались постоянные попытки наладить производство бисера в России. Первая такая попытка относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить его массовый выпуск тогда не удалось.

Вторая попытка была предпринята уже в XVIII веке: когда М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление — изготовление бисера. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство.

Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества и не могла удовлетворить спрос мастериц. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

В чем же такая популярность бисера у рукодельниц? Дело в том, что этот материал обладал исключительной долговечностью, а богатая палитра цветов не ограничивала творческие порывы мастериц. Да и техника бисерных изделий была чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске. Благодаря исключительной долговечности бисера, многие из изделий древних мастериц дошли до наших дней и как и прежде, поражают яркостью красок и изысканностью работы.

Использование бисера в интерьере

Бисер в интерьере, может восприниматься изначально с удивлением.

Мы привыкли, что он больше служит для украшения одежды и материалом для изготовления поделок и украшений. Однако применение бисера гораздо шире, чем мы привыкли думать.

Читать еще:  Проект кровати с бортиком (чертежи, процесс сборки)

Его широко используют в интерьере, создавая ощущение роскоши.

История возникновения бисера

Существует легенда, что финикийские купцы случайным образом получили из соединения песка и селитры прозрачное стекло. Более традиционное мнение основывается на том, что первый бисер был изготовлен в древнем Египте.

Археологи находили в тех раскопках немало сохранившихся деталей, похожих формой и составом на бисер. Само название «бисер» происходит из арабского языка, где слово «бусра» (в другой вариации – «бусер») означает «поддельный жемчуг».

В Европу технология производства бисера перешла после завоевания римлянами Египта. Через некоторое время центром производства стала Венеция, а в 18 веке конкуренцию стали создавать в Богемии. Технология производства была у каждого своя, и держалась в строжайшей тайне.

В высшем свете появился специальный «язык бисера», по украшениям и вышивке можно было узнать о происхождении человека, его социальном и семейном положении.

Технологии работы с бисером

Бисер, во всех смыслах, многогранный материал.

Используя его в своих работах, можно применять различные способы изготовления поделок.

  • Бисероплетение. Традиционный способ работы с бисером. Для изготовления той или иной вещи потребуется бисер нужного цвета и размера, прочная нить или леска, тонкая игла для работы с бисером. Если вы работаете с нитью, желательно также иметь рядом обмылок или кусочек воска для придания кончику жесткости. Это не обязательно, но значительно облегчит работу. Для бисероплетения, как и для многих видов рукоделия, имеются схемы, описывающие пошагово изготовление изделия. Многие схемы для удобства снабжены графическими ключами.
  • Вышивка бисером. Довольно несложный процесс, похожий немного на традиционную вышивку крестом или гладью. Выполняется на заранее подготовленной канве, или непосредственно на выбранном изделии.
  • Выкладка бисером. Бусины выкладываются на подготовленную канву, имеющую специальную клеевую основу. Такая технология требует больше опыта и сноровки, чем при работе с иглой.

Бисер в интерьере

Изделия с применением бисера можно вписать в любой интерьер, от классического, до хай-тек.

Рассмотрим примеры, где и как можно применить этот материал.

Подставки из бисера

Под горячее такие подставки не сгодятся, бисер может не выдержать высоких температур. Однако из бисера получаются интересные кружевные «салфетки».

Их можно выполнить в виде различных фигур, ориентируясь на сезон. Для зимы, конечно же, подойдут снежинки, для весеннего настроения сплетите букет подснежников, в летнее время хорошо будут смотреться фрукты, а в осенний период – желтые и красные листья.

На пасхальные праздники, в качестве подарка и украшения стола отлично подойдёт яйцо, сплетенное из бисера. Для подобных работ в магазинах продаются специальные основы.

Бисерные подушки

Поспать на такой подушке не удастся, однако она станет прекрасным украшением для комнаты.

Для изготовления такой подушки выбирается основа, на которой вышивается картина, а затем, эта картина нашивается на саму подушку. Также есть вариант готовой подушки, специально изготовленной под дальнейшую отделку бисером.

Картины из бисера

Такую картину можно вышить на готовой основе, а можно изготовить самостоятельно от начала до самого конца.

Для этого потребуется отрез плотной ткани, пяльца, бисер и компьютер. Специальная программа обработает любое изображение, предоставив на выходе схему с обозначением цветов бусин.

Шторы из бисера

Если нужно отделить одну зону от другой, в этом помогут импровизированные шторы из бисера.

Сделать из очень просто. Достаточно на нить нужно длины нанизать необходимое количество бисера. Затем, эти нити крепятся на основу, которую, в свою очередь, размещают в нужном месте.

Поделки из бисера

Такие поделки можно изготавливать вместе с детьми. Они могут быть как плоскими, так и объёмными.

Интересно смотрятся насекомые из бисера, посаженные на растения. Также можно сплести несколько цветов, объединив их в букет. Наловчившись работать с бисером, дети сами будут придумывать поделки, и украшать ими интерьер.

Для работы с бисером выбирайте качественный материал и фурнитуру.

Слишком дешёвый бисер может содержать много брака – слишком узкие отверстия, неровные бусины, плохое качество окраса. Как следствие, придётся докупать дополнительный материал, и вместо экономии, последуют дополнительные затраты.

Первые партии бисера выбирайте в розничных магазинах, чтобы оценить качество материала и удобство работы с ним.

Найдя подходящего производителя, уже потом можно будет делать заказы через интернет. Наиболее приемлемым по соотношению цена-качество, считается бисер чешского производства.

Однако и среди российских производителей можно найти достойные аналоги.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector