0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обрабатывают мрамор

История обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения

С того времени как резец древнего мастера впервые прикоснулся к мраморной глыбе прошло уже по меньшей мере три тысяч лет. Этим пропускающим солнечный свет камнем облицовывали стены и ступени величественных храмов, из него делали колонны и портики, барельефы для украшения фасадов домов знатных горожан. Но во все времена, лучшим, что можно было сделать из этого красивого материала, считалось объемное изображение человеческого тела. Именно для создания скульптуры нужен был весь арсенал технологических средств вкупе с мастерством художника. Проследив последовательность движения материала от карьера до готовой статуи, узнав используемые инструменты и станки, можно понять какой путь проделала технология обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения.

Возникновение технологии обработки мрамора

Древним грекам повезло: на Пелопоннесе были богатые залежи прекрасного строительного материала. Само слово «мрамор» пришло к нам из греческого языка и означает «блестящий камень». Есть свидетельства того, что на Балканском полуострове уже в архаичную эпоху появляются первые каменоломни. А во времена строительства Парфенона, полностью построенного из мрамора, на добыче светлого камня трудились уже десятки тысяч рабов.

Каменные глыбы откалывали клиньями ровно по намеченной линии. Для этого использовали железные и деревянные конусообразные пики. Отделенную от массива глыбу поднимали, используя сложную систему рычагов и блоков. Предварительную обработку и раскрой по размерам проводили на месте. Заготовки перемещали на катках или на санках оригинальной конструкции.

Археологи подтверждают, что у греков были мощные ручные сверла. Для того, чтобы просверлить мраморную глыбу один раб давил на опору коловорота сверху, а второй вращал ручку. Для ускорения и облегчения процесса в отверстие постоянно лили воду и сыпали кварцевый песок. Закрепление нового сверла в зажиме занимало более часа, сверла быстро тупились, поэтому на сверление тратился целый день.

В мастерской скульптора заготовка помещалась рядом с глиняной моделью. Художник проводил разметку, с помощью циркуля и линейки перенося размеры на глыбу. Шнуром проверялись пропорции. Крупные куски скалывались при помощи долота. Затем наступал черед стамесок, скребков и шилообразных наконечников. В финале применялись пасты для полировки поверхности.

В начале нашей эры римские мастера довели до совершенства искусство соединения изделий из «блестящего камня» при помощи клея из древесных смол. Отдельные цилиндры большой колонны смотрелись как единое целое: до сих пор невозможно увидеть, где проходит шов.

К римскому периоду относят одну из самых известных скульптур из мрамора – копию работы Мирона «Дискобол».

Мрамор и Ренессанс

Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.

В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.

Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:

  • долото с железным наконечником;
  • молоток;
  • пила;
  • сверло;
  • отвес;
  • скребок;
  • приспособление для полировки
  • линейка.

Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.

Читать еще:  Аппарат для производства спирта

Как я «черепашками» мрамор полировал — шлифовка мрамора болгаркой

Многие строители и отделочники иногда сталкиваются с тем, что нужно отшлифовать или отполировать мрамор. Конечно, полировка и шлифовка на заводском оборудовании пройдет без проблем, но что делать, когда нужно обработать мрамор вручную? Проблема для тех, кто ни разу не сталкивался с обработкой этого красивого природного камня. Я отработал гравером-каменотесом аж 5 лет и не по наслышке знаком как со шлифовкой, так и с полировкой мрамора и гранита.

Когда клиенты заказывают фигурный памятник для своих родных, они выбирают понравившуюся им фигуру и мы сначала выпиливаем из отполированной мраморной плиты фигуру, а потом шлифуем срезы, придавая плите красивый вид фигурного памятника и затем уже полируем мрамор(срезы от болгарки) до зеркального блеска. Конечно, строители зачастую нуждаются в обработке мраморной плитки или элементов декора, по сути это одно и то же. В этой статье я расскажу о всей технологии шлифовки и полировки мрамора. Поехали…

Под шлифовкой подразумевается снятие некоторого слоя мрамора со всей поверхности обрабатываемой детали, будь то плитка или еще что. Допустим, вы клали мраморную плитку на пол или стену и получилось, что одна плитка немного возвышается над другой. Что делать, вед плитки должны быть «заподлицо» друг другу. И как вариант — это снять 2-3 миллиметра мрамора, выровнять поверхность и заполировать до зеркального блеска выровненную плитку, ведь после шлифовки она совсем не блестит. Конечно, приведенный пример это как вариант, вряд ли кладущий плитку «накосячит», однако тут мы рассматриваем, как шлифовать мрамор. Итак, для снятия большого слоя мрамора(от 2 мм и больше) нам понадобится алмазная чашка по бетону. Конечно, ей можно также шлифовать и мрамор, и гранит.

Для снятие слоя мрамора в 2 мм не обязательна мощная болгарка, вполне можно обойтись стандартной маленькой болгаркой на 700-800 Ватт и с диаметром диска 125 мм. Закрепляем алмазную чашку на болгарку и начинаем аккуратно шлифовать выступ, который необходимо убрать. Для того, чтобы сошлифовать 2 мм мрамора площадью 30*30 см, понадобится совсем немного времени, минут 10. Конечно, иногда возникает необходимость шлифовать большую площадь, тут технология та же самая, только вот болгарку лучше взять уже большую, да и алмазную чашку лучше иметь большего диаметра, к примеру 150, 180 или 230 мм.

Итак, необходимая площадь отшлифована, мрамор стал белым и совсем не блестит. Теперь наша задача — отполировать отшлифованную поверхность мрамора до заводской полировки. Для этого нам понадобятся АГШК — алмазные гибкие шлифовальные диски.

Если шлифовка мрамора — дело достаточно быстрое, то вот придание отшлифованной поверхности зеркальному блеску — занятие очень медленной. Для полировки мрамора нам понадобятся гибкие алмазные диски, в народе их еще называют «черепашки», потому что с рабочей стороны эти насадки на болгарку имеют рисунок панциря черепахи. Имеют крепление «липучка». Полный перечень необходимых инструментов для полировки мрамора:

1. Маленькая болгарка(УШМ) с регулировкой оборотов(обязательно с регулировкой).
2. Диск с липучкой диаметром 100 мм(можно взять стандартную липучку на 125 мм и обрезать ножом до 100 мм в диаметре). Потому что диаметр «черепашек» — 100 мм.
3. Комплект «черепашек», для полировки мрамора вполне хватит 6 видов зернистости: 50, 100, 200, 400, 600, 800. Стоимость одной насадки 350 рублей, весь комплект с диском можно купить за 2200 рублей. Так выглядит комплект черепашек с диском, разноцветная окраска для того, чтобы не перепутать зернистость.

Итак, если все есть, приступаем к полировке мрамора. Прикручиваете диск с липучкой на болгарку, выставляете первую скорость на ушм, прилепляете на держатель «черепашку» и начинаете полировку. 50 номер «черепашки» — самый крупный, поэтому с его помощью убираем самые большие царапины на мраморе, оставленные алмазной чашкой. Медленно полируем, стараемся убрать все самые большие царапины, не совсем убрать, а сделать их менее глубокими. Все равно обработка 50 зерном — поверхностная. Когда пройдена вся поверхность, снимаем 50 и прилепляем «черепашку» 100. Также проходим всю поверхность, самое главное тут — не спешить. Вы увидите, что мрамор начинает темнеть — это нам и нужно, с каждым более мелким зерном он будет темнеть еще сильнее. Стараемся убирать белые полосы на мраморе — это пропадающие при полировке царапины.
Следующая «черепашка» — 200. После нее мрамор уже сильно потемнеет, мы почти близко к финишу.
Затем зерно 400 — после него мрамор уже практически не отличается от заводской полировки, однако разница еще есть.
И финал — зерно 800, после полировки мрамора этим зерном он начинает блестеть, он темный и неопытным взглядом сложно отличить ручную полировку от заводской.

Читать еще:  Одним ударом молотка. Как ровно разделить кирпич

Маленькие хитрости гравера:

Чтобы мрамор блестел еще сильнее, нанесите немного силикона и полирните поверхность фетровым кругом(продаются фетровые круги на липучке, крепление такое же, как у черепашек). Конечно, позже такой блеск пропадет, силикон испарится, но первое время он держится долго. Пригодится строителям, которые сдают объект и делают не для себя. Как вариант, если не успеваете — последняя «черепашка» 400, после нее быстрая полировка войлочным-фетровым кругом с силиконом. И не надо проходить 800, экономия времени.

Кроме силикона можно использовать обыкновенное масло, однако тут нужно действовать осторожно, поскольку на мягких мраморах масло очень заметно. Используйте его на твердых породах, на мелкозернистом мраморе. Хотя это как вариант, я бы никогда не стал делать лажу, я всегда прохожу всеми насадками, не пропуская ни одно зерно. А то ведь особо нетерпеливые проходят сначала 50, потом сразу 200 и затем сразу 800. Стоит ли говорить, что от такой работы алмазные гибкие диски-«черепашки» очень быстро приходят в негодность. Так что если «черепашки» ваши и вам жаль гробить недешевый инструмент, то при полировке мрамора проходите всеми зернами по порядку.

Мрамор и способы его обработки

Автор: admin · Опубликовано 03.09.2016 · Обновлено 05.12.2016

Популярность мрамора трудно переоценить. Он очень часто используется для отделки общественных сооружений, дворцовых залов и других строений. Это натуральный материал, и он относится к категории элитных. Многие отделочники предпочитают его в своей работе. Материал используют для создания классических интерьеров внутри и снаружи загородных домов.

Высокая стоимость камня делает его недоступным для широкого круга покупателей. Поэтому так оберегаются изделия, приобретенные с таким трудом. Ведь чтобы сантехника или стены выглядели привлекательно, необходимо за ними ухаживать. Кроме того, нужно защищать их от механического воздействия при помощи полировки и специальных средств.

Особое свечение, исходящее от мраморных плит, радует глаз. Поэтому мраморными плитами часто облицовывают полы, стены и декоративные элементы внутренних помещений. Белый мрамор идет на изготовление декоративных элементов и статуэток. Материал придает помещению торжественный и строгий вид. Можно увидеть изделия из натурального мрамора и в садовых и парковых зонах. Фонтаны, статуи и скамьи из него украшают природные ландшафты и при этом совершенно не выпадают из ансамбля.

Как любой природный материал, мрамор подвержен воздействию внешних условий, и после определенного периода эксплуатации его необходимо обновлять путем полировки или шлифовки. Иногда обе операции проводятся одна за другой. Вначале идет шлифовка, а затем полировка.

Оба эти процесса позволяют сделать покрытие пригодным к дальнейшему использованию, обновив его внешний слой. Для повышения внешних эстетических свойств применяется полировка. Это наиболее легкий и щадящий метод обработки.

В состав мрамора входят кальций и магний. Но он имеет не слишком плотную структуру. Чтобы скрыть результат воздействия среды, необходимо произвести восстановление покрытия. Рассмотрим подробнее, как это делается.

Читать еще:  Как выбрать мебель для гостиной?

Шлифовка мрамора

Этот процесс обработки материала считается подготовительным и производится перед чистовой полировкой мрамора.

Вначале необходимо тщательно осмотреть все поверхности, подлежащие восстановлению, и отметить все имеющиеся на них дефекты. Затем начинаются подготовительные мероприятия, предшествующие основной шлифовке.

Сначала проводится обработка методом грубой шлифовки. Это позволяет сделать ее более ровной и снять самые большие зазоры. Для проведения финишной обработки лучше всего использовать шлифовальную машину. Это позволит в более короткий срок получить покрытие без сколов и царапин с блестящей лицевой панелью.

Полировка

Затем можно переходить к полировке. Сначала делается предварительная обработка с применением абразивных составов крупнозернистых форм. Они сгладят неровности и небольшие дефекты, оставшиеся на мраморе после проведения шлифовки.

При помощи полировки добиваются однородности поверхности пола, подоконников и отделанных мрамором деталей интерьера. Различают первичную обработку, например, при укладке плит из мрамора с последующим заполнением швов. Вторичная обработка проводится для устранения последствий эксплуатации данного покрытия для возвращения ему гладкости и блеска.

В первом случае полировка может, кроме блеска, сделать покрытие монолитным, исключив налипание пыли и грязи в швы между плитами. Кроме того, можно защитить плитку от загрязнения и сделать материал менее скользким.

Природное происхождение камня делает его достаточно прочным, и поэтому для его обработки нужно мощное оборудование, которое сможет справиться с повышенными нагрузками.

Поэтому и для шлифовки, и для полировки выбираются круги повышенной гибкости с алмазным напылением.

Ровные части можно обрабатывать фрезой. Кроме того, понадобятся щетки и фиброкруги. Работы выполняется вручную или при помощи специального оборудования.

Инструменты выбираются после того, как вы полностью оцените масштабы предстоящей работы. Абразив подбирается в соответствии с глубиной имеющихся дефектов.

Перед началом операции все щели и трещины заполняются двухкомпонентным клеем. Широкий ассортимент клеевых составов дает возможность подобрать его под цвет камня.

На заключительном этапе проводиться еще одна полировка, называемая финишной. Это сложная операция, проводимая исключительно профессионалами своего дела.

Чтобы сделать мраморное покрытие более устойчивым к износу и природным негативным факторам, его полируют со специальными веществами. В основном это химические составы, которые проникают во внутренние слои мрамора и делают его более прочным и устойчивым. Кроме того, такая полировка освежает камень, делая его блестящим и красивым.

Кристаллизация мрамора

Мраморные поверхности нуждаются в тщательном уходе. Их необходимо очищать от пыли и грязи. Чтобы заставить старое покрытие вновь заблестеть, в рамках генеральной уборки проводится операция по кристаллизации мрамора. Этот процесс самостоятельно провести трудно, но есть немало компаний, которые оказывают подобные услуги.

Кристаллизация поверхностей из мрамора делается после завершения их полировки и шлифовки. Кроме того, для защиты материал покрывается полимерным составом.

Между составляющими мрамора и компонентами кристаллизатора происходит химическая реакция. После таких действий мраморная поверхность приобретает прочность и глубину цвета. При этом становится более выраженным глянцевый блеск.

Инструменты и станки для обработки мрамора

Шлифовка, полировка и лощение мрамора обеспечивают получение идеально гладкой поверхности, демонстрируя при этом всю природную красоту материала, а также позволяют сохранить каменную поверхность на долгие годы (при условии правильной эксплуатации). Все работы с камнем являются трудоемкими, требующими точности выполнения технологической последовательности операция. Для облегчения выполнения работ и получения высокого результата используется современный инструмент для обработки мрамора.

Для базовой резки плит используют мостовую плиту или отрезной станок. При большом производстве применяется калибровочное оборудование и камнекольные станки. Для раскроя и шлифовки используют гидроабразивную резку. Станок такого типа отличается универсальностью и может быть использован не только для обработки мрамора, но и для работ с бетоном, железобетоном, жаропрочной сталью и других сложно обрабатываемых материалов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector