0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лепка – один из методов развития детской личности

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Дата публикации: 26.11.2017 2017-11-26

Статья просмотрена: 2734 раза

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46645/ (дата обращения: 16.04.2020).

Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.

По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.

В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения.

В декоративнойлепке дети создают декоративные или декорированные изделия.

Вкомплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной — в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

‒ синхронизируют работу обеих рук;

‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста — это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой.

Лепка из соленого теста — вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста.

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.

Лепка из соленого теста развивает:

‒ моторику рук и пальцев,

‒ внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,

‒ образное мышление, фантазию,

‒ креативность, творческие способности,

‒ эстетический, художественный вкус,

интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),

‒ рефлексию и многое другое.

Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.

Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.

Соленое тесто — приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия.

Читать еще:  Заказ подъемника в Тольятти

Процесс лепки из солёного теста включает в себя пять этапов:

  1. Приготовление соленого теста
  2. Собственно творческая работа с тестом — лепка.
  3. Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели.
  4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
  5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.

Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.

Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.

В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.

Приведем самый простой и проверенный рецепт приготовления соленого теста.

Для приготовления теста для лепки понадобятся:

Мука пшеничная. Чем выше сорт муки, тем лучше, но подойдет мука любого сорта (200 грамм).

Некоторые добавляют дополнительные ингредиенты:

Растительное масло (подсолнечное или оливковое). Для большей эластичности добавляют в тесто пол чайной ложки и хорошо вымешивают.

Пищевой краситель или краска для рисования (если необходимо сделать цветное тесто).

Важно! Соотношение муки, воды и соли в рецепте примерно определяется как 2:1:1, но любая хозяйка знает, что в работе с тестом точные параметры соблюсти трудно. Нужно смотреть на то, сколько муки и воды «попросит» тесто, прежде чем стать тугим.

Вот из таких трех простых шагов состоит рецепт соленого теста!

Готовое тесто быстро высыхает, в процессе работы его следует держать в полиэтиленовом пакете. В холодильнике тесто может сохраняться от двух дней до недели, позже становится непригодным для использования.

Если с тестом работают маленькие детки, взрослому нужно следить за этим процессом и за соблюдением техники безопасности. Детям очень нравится соленое тесто, они его любят трогать, гладить, мять в ручках. Совсем маленькие детки (от года до трех лет) пробуют его на вкус, едят, могут засовывать в носик или ушки. Даже старшие дошкольники, испытывая интерес, хотят попробовать тесто на вкус. Это может быть опасно для здоровья ребенка

Примеры поделок из соленого теста.

Из соленого теста делают как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А 1 — натюрмортов, пейзажей и портретов.

‒ объемные фигурки предметов, животных, растений, людей, персонажей,

‒ всевозможные рельефные изображения на плоскости,

‒ рамки для фотографий, подставки для карандашей и тому подобные бытовые приспособления,

‒ елочные игрушки, значки, медали и другие сувениры.

Варианты работы с тестом безграничны, как и фантазия творческого человека!

Начинать работать с тестом лучше с самых простых поделок. Поделки из соленого теста могут выполнять дети от двух лет самостоятельно или с помощью взрослого.

Лепка – один из методов развития детской личности

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура, прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки «Три медведя» предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Читать еще:  125 дворовых идей для дачи (фото)

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для «вылепливания» той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

Читать еще:  Патрик Келли - Практическое руководство по устройствам свободной энергии

2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.

В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.

Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготов­ленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы,проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector