0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужно высшее образование?

Содержание

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мнения читателей Т—Ж

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Мы попросили высказаться читателей Т—Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

За: некоторым работодателям диплом важен

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали. Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей. Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Читать еще:  Душевые Cezares: преимущества и особенности продукции

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Нужно ли высшее образование?

Высшее образование — один из первых пунктов в описании требований к большинству вакансий. На деле HR-специалисты не так уж часто подшивают дипломы о высшем образовании к личным делам сотрудников. Существует представление, что поголовное высшее образование необходимо, и жизнь без него пойдет под откос. Но так ли это на самом деле? Подход к высшему образованию оброс множеством клише. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные причины получения высшего образования, и во что они выливаются в реальности. Чтобы понять, нужно ли начинать.

Когда высшее образование нужно

Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно. И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно. Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно, ненадежно или даже неэтично. Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

Повышение общего уровня эрудиции. Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать, чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам — психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

Плавный переход от детства ко взрослой жизни. Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность — совершенно нормально.

Читать еще:  Как завести автомобиль в мороз (10 способов)

Когда только кажется, что нужно

Невозможность получить хорошую работу без высшего образования. Любимая старшими поколениями манипуляция «не будешь учиться — станешь дворником», конечно, крепко оседает в сознании и приобретает негативную окраску. Если получить высшее образование заставляют такие установки, то лучше перед поступлением в ВУЗ крепко задуматься или даже поработать с психологом. Это поможет отделить реальное желание от навязанного чувства вины. Успешность в жизни зависит от способности приспосабливаться, а не от склонности к академическим успехам. Но мы о другом.

Получить хорошую работу без высшего образования не так уж и сложно, достаточно обладать какими-либо навыками. Делать ремонт в квартирах, например, — работа хорошая. Быть бортпроводником на пассажирском самолете, ответственным за безопасность пассажиров, при этом посмотреть весь мир — тоже хорошо. Ни для одной, ни для другой специальности высшее образование не требуется. И список можно продолжать бесконечно. Кроме того, на некоторые должности, не требующие высшего образования для трудоустройства, позволяют учиться уже за счет работодателя. Так могут сделать, например, полицейские.

Невозможность быть уважаемым специалистом (и человеком) без высшего образования. Такая причина тоже требует психологической работы. Или, опять же, реальных примеров, которые этот миф разрушают. Акушерки, ювелиры, архитектурные реставраторы — все они не имеют высшего образования, лишь среднее. Но вряд ли кто-то будет называть их работу мало уважаемой.

Плохие причины получить высшее образование

Родители сказали — надо. Слушатся родителей — хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

Все получают высшее образование. Делать что-то за компанию — не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования — это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим. Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому — известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Примеры можно приводить бесконечно, суть одна: высшее образование не всегда является единственным источником для освоения профессии

Подводя итог

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет — это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.

Зачем люди получают высшее образование и нужно ли оно вам?

Если вы не уверены, что вам нужно высшее образование и хотите понять, зачем люди вообще тратят годы жизни на получение диплома, я с радостью готова поделиться с вами своим мини-исследованием на эту тему, которое основано на моем личном опыте и опросе разных людей.

Я сама долго не могла определиться, стоит ли поступать в ВУЗ, ведь кажется, что мир вокруг совсем изменился, что уже совсем другие требования от работодателей, а учеба — это просто дань системе.

Однако не люблю я делить мир на черное и белое. Поэтому, чтобы иметь наиболее объемное представление об этом вопросе я стала искать информацию из первых уст в интернете, пересмотрела на эту тему весь русскоязычный ютуб и пообщалась со всеми знакомыми.

В подавляющем большинстве случаев у людей высшее образование было, либо они находились в процессе его обретения. Я спрашивала, почему, зачем и для чего.

Нынешние студенты поделились на три основных категории.

  • Те, у кого горят глаза. Люди, которые мечтают изменить мир именно в этой сфере и стремятся в ней развиваться. Получение образование было очевидной потребностью. Таких меньше всего.
  • Те, кто понимал, что нужно поступать. Просто нужно и все. И выбрал ВУЗ, специальность. Либо ту, которая ближе. Либо ту, которую родители посоветовали. Либо ту, после получения которой платят побольше по статистике. Таких большинство. Люди, которые пока что не до конца представляют, будут они работать по специальности, в смежной сфере или учатся там из чистого интереса. Просто принято после школы поступать куда-то. Я так на журфак пошла (и бросила благополучно).
  • Те, кому образование нужно по личным обоснованным причинам: чтобы получить повышение на работе, чтобы прокачать экспертность в интересной для себя теме, чтобы получить определенный статус, чтобы в армию не идти, в конце концов. То есть образование — как способ решения какой-либо проблемы или потребности. Такие встречаются. В процентном соотношении даже по ощущениям тяжело прикинуть, сколько. Но есть.

Люди, которые высшее образование получили достаточно ощутимый период времени назад (5-15 лет), отзывались об этом решении по-разному.

  • Получил образование, поставил диплом на полочку, он теперь пылится. Никто никогда его не спросил и не потребовал. «Еще бы, я даже не по специальности работаю» — часто слышу такое.
  • Именно студенческие годы у многих связаны с самым большим количеством открытий: глубокие отношения, настоящие друзья, обретение самостоятельности, первая работа, управление личным временем и финансами — и все это на фоне беспечности, веселья, свободы и моря общения. Таким образом ВУЗ рассматривается как место, которое нужно не столько для получения знаний, сколько для попадания в тусовку единомышленников. Однако это куда больше относится именно к дневной форме обучения.
  • Еще часто называли такую причину для получения высшего образования: развитие общей культуры своей личности, обретение навыков учиться, быть ответственным, выходить из сложных ситуаций, организовывать себя и свое время, возбуждать в себе интерес к тому, что изначально было скучно. В этом случае ВУЗ — как школа жизни. Место, где ты сам готовишь себя к реальной жизни, либо он готовит тебя сам, в зависимости от уровня осознанности.
  • Ну и, конечно, были те, для кого получение высшего образования было естественным путем. Кто-то с детства мечтал стать актером, поэтому пошел в театральный ВУЗ, где обрел и навыки, и нужные контакты, и бонусом подтверждающий все это документ — диплом. Таких меньше всего.
Читать еще:  Угловой стол (проект, чертежи)

Я думала над этими причинами и все-таки ни одна из них не казалась мне достаточно убедительной, чтобы вложить в получение «вышки» 4+ года своей жизни.

Из личного опыта: где и кем я работала без образования

После полугода учебы на журфаке я оттуда ушла. Освободила бюджетное место для того, кому оно и правда нужно. С этого начался мой путь поиска.

Спустя пару месяцев после этого «расставания» я стала работать. И с новыми карьерными успехами я все более отчетливо понимала, что для работы высшее образование вовсе и не обязательно. Ну, оно не дает никаких преимуществ по сути.

Это работает не во всех сферах, естественно. Нельзя без образования работать врачом или юристом, например. Нельзя работать в государственных организациях любого уровня и масштаба. В этих случаях необходимость получения высшего образования очевидна.

Я преподавала в лагере рисование и ту самую журналистику вперемешку с русским языком. Делала визитки ручной работы. Рисовала аквагрим. Была няней. Занималась организационными вопросами в лагере, помогала со скучными бумажными делами руководителю и до какого-то момента принимала активное участие в оптимизации существующих процессов.

И потом я оказалась в «Жажде творчества». Я стала самым молодым сотрудником. Творческим координатором. Я была тем человеком, у которого в прямые обязанности входило быть в курсе всех нюансов творческих мастер-классов. И не важно, рисование это, флористика, приготовление пиццы или мультипликация.

Я весьма успешно управляла работой склада, писала инструкции для мастеров (чтобы они это успешно проводили уже на площадке), составляла списки материалов, по которым все закупалось, консультировала отдел по работе с клиентами.

И это в 19. Без высшего образования.

Мне доверяли, а я ответственно подходила к задачам. Меня направляли, а я прислушивалась к обратной связи. И без конца стремилась к улучшению качества своей работы. И меня за это ценили. Несмотря на то, что моих предложений по улучшению было куда больше, чем возможно реализовать.

Я тогда с каждым днем все более четко понимала: для успешной работы нужно отнюдь не высшее образование. Нужны мозги. Нужно желание. Нужен интерес. Нужны навыки — в зависимости от сферы деятельности.

Само по себе педагогическое образование, например, не делает людей педагогами. А опыт может. И второе может быть без первого. Я тому живой пример. И это безо всяких там «связей» и знакомых людей в нужных местах.

Согласитесь, с такими выводами очень легко решить, что «вышка» — вообще пустая трата времени. Будто это формальность, которая никому не нужна.

Однако логика и здравый смысл говорили мне: не может ошибаться такое огромное количество людей. Образование — это полезно. Нужно только найти, чем оно может пригодиться именно мне.

Какие причины получать вышку казались мне не убедительными?

  • Дневное отделение я не рассматривала совсем в силу объективных причин. А именно — моего финансового положения. Было просто очевидно, что мне нужно умудриться обеспечить себя самостоятельно. А значит, все «плюшки» в виде веселья, общения и тусовок проходили мимо. Туда же шли скидки на проезд, в театр и прочее.
  • Умение организовать себя, выработать в себе навыки для дальнейшей успешной работы и прочее из этой темы — прекрасно. Но только дело в том, что работа над реальными проектами и задачами, от которых действительно зависит не только твоя оценка, но и иногда судьба компании… как бы, это куда больше мотивирует к развитию. Это куда более эффективно и в более сжатые сроки учит тебя всему, что нужно. А я уже работаю. Собственно, поэтому с этой стороны образование тоже не котировалось моим внутренним критиком.
  • Специальности, о которой я мечтала с детства всю жизнь — не было. Круг моих интересов достаточно широк. И выбрать что-то одно — огромное испытание. Я не могла позволить себе отказаться от всего ради чего-либо. Хотя какое-то время делала попытки.

В итоге я поняла, что универсальных решений, как и одинаковых людей, не существует. У всех разные исходные данные и разные цели. И нужно учитывать максимум факторов, чтобы сделать максимально конструктивный выбор.

Я для себя приняла решение, что высшее мне всё-таки нужно. И вот о каких вещах часто забывают.

Мои личные аргументы в пользу высшего образования

  • Законченный бакалавриат открывает двери в магистратуру. Об этом мало кто думает, но перечень магистерских программ намного шире и интереснее! Бакалавриат — это всего лишь «базовое» высшее. Можно не знать, куда поступать лишь по той причине, что ты не знаешь, какие возможности перед тобой появляются после. Например, на базе психологии, где я учусь, можно поступить на специальность «когнитивные науки» и изучать то, как работает наше мышление. Знала бы я об этом школьницей, я бы, вероятно, не стала терять времени на журфаке.
  • Диплом о Высшем образовании как таковой дает возможность проходить огромное количество курсов повышения квалификации и профессиональных переподготовок. Независимо от того, по какому профилю у тебя диплом. А лишать себя возможности учиться где-либо сознательно — вообще не в моем стиле. Не по всем технологиям существуют курсы, доступные без диплома. А это важно. Откуда ж я знаю, что мне будет интересно через 10 лет?

Итак, какие вопросы стоит задать себе, чтобы понять, стоит ли вам заморачиваться по поводу высшего образования.

Вопросы для самокоучинга

  1. Буду ли я работать по специальности?
  2. Можно ли работать по этой специальности без высшего образования?
  3. Какие знания и навыки я получу?
  4. Можно ли получить эти знания и навыки вне университета?
  5. Что, кроме профессии, даст мне учеба в ВУЗе? Как я испоьзую эти ресурсы?
  6. Если мне не удастся использовать диплом по назначению — при устройстве на работу, я не пожалею об этом? Буду ли я уверен, что время не потрачено зря?
  7. Какие есть возможности развития у меня, когда я закончу бакалавриат?
  8. Люблю ли я вообще учиться?
  9. Не навязывает ли кто-то мне своё видение по этому вопросу?
  10. Если я решу не получать образование, как изменится моя жизнь относительно той, где у меня есть диплом?
  11. Какие вообще у меня планы на жизнь, работу и карьеру?
  12. Мне необходим диплом, знания, навыки, статус или «пропуск» куда-то в будущем?
  13. Какой ценой мне дастся учеба на вышке? Сколько я потрачу денег, времени, сил, других ресурсов? Готов ли я к этому?
  14. А главное: есть ли у меня внутренняя потребность этим заниматься?

Я свой выбор сделала. И на то, чтобы сделать этот выбор, я потратила два года жизни, о чем ни капли не сожалею. Вам я желаю найти лично СВОЙ ответ на вопрос, для чего и почему люди получают высшее образование, и в соответствии со своим видением принять решение на это счёт.

Просто будьте собой

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector