2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита автомобиля от коррозии

Описание и виды защиты кузова от коррозии

Известно, что металлические поверхности транспортных средств необходимо покрывать антикоррозионными средствами. Дело в том, что даже при тщательном уходе кузов постоянно испытывает влияние внешних физических и химических факторов, вследствие чего образуется ржавчина. Антикоррозионное покрытие в значительной степени помогает продлить срок службы кузова и автомобиля в целом.

Что такое коррозия, почему она образуется и чем опасна?

Коррозия – разрушение металла вследствие его химической реакции с водой и кислородом. В процессе движения ничем не защищенная поверхность кузова и других деталей постоянно подвергается механическому воздействию и соприкасается с воздухом, который содержит кислород.

Коррозия кузова автомобиля

Атмосферные осадки, в свою очередь, способствуют попаданию влаги на металл, причем в труднодоступных местах автомобиля влага испаряется достаточно долго. Реакция железа с водой и кислородом приводит к образованию губительной ржавчины.

Ржавчина – одна из наиболее серьезных «болезней» кузова. Ее распространение ведет к ослаблению силовой конструкции автомобиля и снижает уровень пассивной безопасности при столкновении.

Наиболее уязвимые места

Кузов вследствие своей сложной конструкции ржавеет неравномерно. К самым уязвимым местам относят:

  1. Сварные швы. Сварка не может обеспечить полной герметичности деталей, так что в швах всегда имеются микротрещины. При постоянной влажности именно в местах сварки образуются первичные очаги коррозии.
  2. Днище, колесные арки, ниши и пороги. Эти места постоянно сталкиваются с грязью, песком и камнями. При движении автомобиля на скорости физическое воздействие становится весьма ощутимым, так что коррозия образуется довольно быстро.
  3. Двигатель и выхлопная система. Работающий двигатель обладает высокой температурой, которая сильно отличается от температуры окружающей среды. Постоянный перепад температур также вызывает коррозию.
  4. Внутренняя часть кузова. Салон легко загрязняется и увлажняется даже после небольших поездок.

Все эти места требуют разной защиты, так как причины возникновения коррозии неодинаковы.

Зачем дополнительно обрабатывать кузов, если это делают на заводе?

Многие автомобилисты считают, что коррозии подвержены только старые машины с внушительным пробегом, а новенькие авто не нуждаются в дополнительной антикоррозионной обработке. В действительности это далеко не так, так как обработка производителя скорее рассчитана на защиту автомобиля от заводских дефектов.

В реальных условиях машина постоянно подвергается воздействию агрессивных факторов: повышенной влажности, химическим реагентам на дорогах, и даже кислотным дождям.

Производитель редко учитывает влияние подобных условий, к тому же качество заводской обработки не всегда обладает приемлемым уровнем.

Обработанное антикором днище

Многие автомобили оцинковывают при производстве, однако, эта мера тоже не является панацеей от коррозии. Толщина цинкового слоя весьма невелика, так что различные механические повреждения и вибронагрузка легко его разрушают.

Виды защиты

Для защиты автомобиля разработано множество видов антикоррозионной обработки:

  1. Активная. Проводится с помощью средств, которые взаимодействуют с металлом и отталкивают влагу.
  2. Пассивная. Сюда относят барьерную защиту, для которой используют различные виды покрытий или накладок.
  3. Преобразующая. Включает в себя средства, способствующие избавлению от ржавчины, которая уже появилась на кузове.
  4. Комплексная. Подразумевает применение сразу нескольких способов.

В отдельную категорию иногда относят электрохимическую защиту.

Электрохимический способ

Весьма эффективный метод, с помощью которого можно добиться такого же высокого результата, как при цинковании. Суть этого способа заключается в особенностях протекания химических реакций между металлом, кислородом и водой.

Согласно законам физики и химии, необходимо создать разницу электрических потенциалов. Элемент с высоким потенциалом окисляется, а с низким – восстанавливается.

Таким образом, для защиты металла от окисления ему придают отрицательный потенциал. Преимущество такого способа – антикоррозийный эффект даже в труднодоступных частях кузова.

Катодная защита

Наиболее часто электрохимическую защиту проводят катодным методом. В таком случае металл кузова приобретает отрицательный потенциал и восстанавливается. Для смещения потенциала необходимо обеспечить прохождение тока, которое выполняется с помощью специального прибора.

Соответствующий электронный модуль можно приобрести или изготовить вручную, после чего установить в салоне и подключить к бортовой сети.

Пример схемы подключения катодной защиты

Читать еще:  Где можно приобрести качественные сборные модели?

Прибор периодически нужно отключать, так как при сильном смещении потенциала наблюдается негативный эффект.

В качестве анода – элемента, который будет иметь положительный потенциал и испытывать окисление – можно использовать металлический гараж или заземление на открытой стоянке. Когда машина движется, то анодом выступает заземление с дорогой: для этого достаточно прикрепить к бамперу резиновую полоску с металлическими элементами. При движении образуется разница потенциалов между кузовом и дорогой.

Анодная защита

При использовании анодной защиты на кузов необходимо установить медные, алюминиевые или цинковые пластины, которые будут окисляться и «перетягивать» на себя процесс разрушения. Как правило, их ставят на крепления фар, брызговиков, внутренние поверхности порогов или дверей. Недостаток этого способа – монтаж пластин, которые все равно не смогут закрыть собой весь кузов.

Элемент анодной защиты

Барьерные методы

Зачастую коррозия образуется в определенных местах, которые часто контактируют с водой или испытывают физические повреждения. Такие места можно просто закрыть механическими барьерами, что значительно замедлит скорость ее возникновения.

Как правило, в роли барьеров выступают:

  1. Специальные грунты и мастики, которыми тщательно покрывается поверхность кузова.
  2. Пластиковые накладки. Обычно на колесные ниши устанавливают специальные подкрылки, пороги и низ дверей закрывают обвесами, на передней и задней кромке капота также встречаются пластиковые элементы или накладки из кожзаменителя.
  3. Ламинирование. Применение пленки, изготовленной из винила или полиуретана. Кузов, покрытый пленкой, надежно защищен от камней, различных мелких повреждений, воздействия солнца и влаги.

Обычно автомобилисты сочетают сразу несколько способов барьерной защиты.

Нанесение антикоррозионного покрытия

Комбинированная защита от коррозии

Комбинированный метод подразумевает применение нескольких способов борьбы с коррозией. Например, можно использовать пластиковые накладки и нанесение влагоотталкивающих составов. Другие автовладельцы предпочитают применять катодную защиту и специальные грунты.

Любой автомобиль неизбежно подвержен воздействию коррозии, при этом заводское покрытие не всегда является надежным антикоррозийным средством. Чтобы продлить срок службы кузова, его нужно комплексно защищать от разрушения практически с самого начала эксплуатации автомобиля.

3 способа защиты автомобиля, если он уже поддался коррозии

Если за автомобилем не ухаживать должным образом, то коррозия может превратить его кузов в “решето” в течение несколько лет. Рыжие пятна чаще всего встречаются на таких элементах, как: пороги, колесные арки, днище. Именно здесь скапливается не только вода, но и грязь, а также соли. Если автомобиль уже успел побывать в аварии, то коррозия не заставит себя долго ждать. Как защитить кузов от коррозии, гарантируя ему долгий срок эксплуатации — рассмотрим в этой статье.

Понять, что машина начала активно ржаветь можно по таким признакам:

  • появление “рыжих” пятен на крыле;
  • появление пузырей под слоем краски на нижней части двери;
  • влажные напольные коврики после длительной езды по лужам и пр.

Если процесс коррозии не остановить, то уже через несколько лет автомобиль превратиться в трухлявое корыто, восстановление которого может обойтись в половину его первоначальной стоимости.

Итак, давайте рассмотрим самые частые случаи и причины появления ржавчины на кузове автомобиля.

Локальные “пятнистые” проявления коррозии

Нужно помнить, что коррозия чаще всего образуется в там, где имеются царапины и сколы краски. Кроме того, воздействие агрессивного ультрафиолетового излучения от солнца также негативно сказывается на защитных свойствах лакокрасочного покрытия.

Справиться с поверхностной коррозией несложно. Абразивным кругом и “наждачкой” нужно счистить слой краски в местах поражения до голого металла. Главная цель — ликвидировать даже самые маленькие точки коррозии, которые в будущем могут стать новыми очагами ржавчины, сведя все усилия к нулю. После зачистки на металл наносится слой грунтовки, и только после этого эти места красят.

Для обеспечения дополнительной защиты стоит нанести на поверхность кузова синтетический воск.

Крупные очаги коррозии и пузыри на краске

Чтобы минимизировать риск появления ржавчины на кузове, его стальные элементы должны покрываться слоем краски. Хромовое или никелевое покрытие не спасет от этой проблемы. Появление первых точек ржавчины свидетельствует о том, что если не предпринимать никаких действий, они будут разрастаться до размеров крупных пятен. Особенно быстро этот процесс протекает в тех автомобилях, которые часто эксплуатируются на заснеженных дорогах, которые коммунальные или дорожные службы посыпают солью.

Говоря о появлении пузырей, это явление объясняется расширением стали в процессе превращения в оксид железа (коррозию). Поверхность кузова в пораженных местах уже неровная. Для ликвидации этих неровностей последовательно для зачистки применяются проволочная щетка, абразивный круг, “наждачка”. Пораженный ржавчиной участок обрабатывается до состояния блестящего металла, на который, как и в первом случае, наносится грунтовка, а затем — краска.

Читать еще:  Строительство компактной каркасной бани за 3 недели для родителей (40 фото)

Когда ржавчина прошла “навылет”

Сквозные отверстия на стальных элементах кузова появляются в процессе продолжительного негативного влияния агрессивной среды на них. Компании-автопроизводители пытаются противостоять этому явлению всеми способами, но действенные решения обходятся недешево, что сказывается не стоимости автомобиля. Например применение компонентов из алюминия или магния в элементах кузова может увеличить общую стоимость автомобиля в несколько раз. Также гораздо дороже стали обойдутся антикоррозионные добавки в виде никеля, хрома, молибдена и титана.

Но как же быть, если все остальные агрегаты автомобиля функционируют без проблем, а днище и другие части кузова коррозия “прожгла” насквозь? Единственно верное решение в таких случаях — это замена пораженных деталей. Такие участки вырезают и на их место приваривают идентичные, позаимствованные с автомобилей-доноров. Но и это не всегда помогает на долгий период избавиться от проблемы. Всё по тому, что такие детали на сегодняшний день чаще всего штампуются в Поднебесной из самых дешевых металлических сплавов.

Как защитить автомобиль от коррозии

Чтобы не пришлось заботиться о приведенных выше способах устранения ржавчины, проще будет регулярно предпринимать профилактические действия.

Во-первых, опытные автомобилисты всегда учитывают тот факт, что днище и колёсные арки “железного коня” во время движения регулярно подвергаются воздействию пескоструйной обработки. В данном случае поможет только регулярный осмотр этих элементов в автомастерской либо СТО. Это поможет избежать больших затрат на серьезный ремонт.

На сегодняшний день довольно популярным методом предотвращения появления ржавчины на днище автомобиля стало нанесение толстого слоя различных защитных составов, например:

  • битумная мастика;
  • мовиль и прочее.

Но и здесь не всё так гладко. Многие автолюбители и автомеханики заявляют, что эффект от таких “защит” весьма сомнителен. Опытные автомобилисты и мастера рекомендуют регулярно мыть автомобиль, очищая днище от агрессивных сред. Также стоит регулярно проводить инспекцию дренажных отверстий, которые выводят дождевую воду. Во внутренние полости кузова рекомендуется заливать масло. Но наиболее эффективным методом защиты днища от ржавчины по сей день является обработка пушечным салом. Единственный его недостаток — это то, что его слой необходимо регулярно обновлять. В крайнем случае, если автомобиль продолжит ржаветь, а вы не захотите с ним расставаться, то можно присоединиться к сообществу любителей рэтлука (намеренного состаривания автомобиля). 🙂

Желаем, чтобы ваши “железные кони” никогда не узнали, что такое коррозия, а вы получали удовольствие от их эксплуатации.

Если этот материал был для вас интересен либо полезен, оценивайте и комментируйте публикацию. Это нас очень мотивирует! 🙂

ML, но не Mercedes, или Чем дешево утихомирить коррозию

Что осенью посеешь — то весной пожнешь. Это не про сельское хозяйство. Это про урожай «рыжих букетов» на кузовах автомобилей. Сейчас самое время предпринять все возможное, чтобы ничего подобного на металлических элементах автомобиля — ни сверху, ни снизу, ни снаружи, ни внутри — не образовалось.

Начнем с теории.

Защита от коррозии бывает протекторной и барьерной. Пример протекторной защиты — оцинковка. В ней используется свойство цинка при образовании гальванической пары с железом становиться анодом. Под действием электрохимической коррозии цинковый анод разрушается, но при этом за счет переноса ионов предохраняет от разрушения и даже восстанавливает катод, коим является железо.

Барьерная защита предполагает изоляцию кузовного железа от контакта с кислородом и электролитом, в роли которого выступает влага, в зависимости от сезона более либо менее сдобренная солью. В результате изоляции нарушается механизм реакций, приводящих к коррозии. Пример барьерной защиты — лакокрасочное покрытие кузова.

Другая разновидность барьерной защиты — покрытие антикоррозийными препаратами, которое наносится поверх краски на наиболее уязвимые к ржавлению поверхности кузова.

К сожалению, все виды антикоррозийной защиты не вечны.

Цинк, как о том говорилось, постепенно разрушается, превращаясь в оксид, бесполезный для борьбы с «рыжей чумой». Кроме того, цинковое покрытие может быть повреждено механически. Например, сошлифовано «пескоструем».

Помимо механических повреждений защитные свойства красок и антикоров ухудшает старение под действием ультрафиолета, перепадов температур и других внешних факторов. По микротрещинам и порам кислород и влага добираются до металла, открывая коррозии поле для деятельности.

В принципе сочетание протекторной и барьерной защиты позволяет производителям гарантировать 10-12-летнюю эксплуатацию автомобилей без появления в их кузовах сквозной коррозии. Если бы машины ровно столько и служили, а затем отправлялись под пресс, вопрос антикоррозийной обработки не имел бы актуальности.

И он на самом деле мало волнует первых владельцев, которые в редких случаях эксплуатируют автомобиль свыше указанного срока. Однако что делать второму и последующим хозяевам машины?

В борьбе с коррозией, начавшейся после того, как заводская защита перестала справляться со своими обязанностям, остается прибегать к дополнительной обработке специальными препаратами.

Читать еще:  Основы проведения исполнительной съемки и требования к оформлению документации

Такая обработка может быть полной или частичной, профессиональной или выполняемой своими руками. Из нескольких соображений, влияющих на решение, какой из вариантов выбрать, существенное значение имеет сумма, которую владелец может безболезненно выделить на обновление защиты автомобиля от коррозии.

Цена профессиональной обработки складывается из стоимости израсходованных материалов, затрат на аренду помещения, амортизацию оборудования, электроэнергию, налоговых отчислений, а также зарплаты работников антикор-центра. При самостоятельной обработке затраты сводятся лишь к покупке антикоррозийных препаратов, что позволяет снизить финансовые расходы более чем наполовину от того, что за свою работу запрашивают профессионалы.

Если желание сэкономить перевесит трудности, которые сулит процедура самостоятельной обработки, либо задача состоит лишь в обновлении неплохого в целом защитного покрытия только в местах его небольших локальных повреждений, для чего обращаться к «профи» необязательно, остается учесть, что антикоррозийные материалы тоже бывают разными.

Слой антикора во внутренних полостях кузовных элементов не подвергается механическому воздействию, однако качественно нанести препарат на такие площади проблематично из-за их недоступности. Поэтому препараты, предназначенные для обработки внутренних полостей, имеют масляно-восковую основу, отличаются высокой текучестью и способностью глубоко пропитывать слой уже успевшей образоваться коррозии.

За подобными материалами закрепилось название ML-масел, где ML — аббревиатура, состоящая из начальных букв фамилии шведского ученого Свена Лаурина, разработавшего такой антикор для защиты металлических опор высоковольтных линий электропередач, и организации Motormannen, адаптировавшей и внедрившей технологию Лаурина в обработку автомобилей опять-таки в Швеции.

Известный с советских времен и поныне существующий мовиль — аналог шведского изобретения.

По мере застывания препараты типа ML дают мягкую воскоподобную пленку. Для защиты наружных поверхностей кузова она тоже пригодна, но легко царапается, нестойка к абразивному износу, из-за чего в этом качестве служит недолго.

Для подверженных механическому воздействию наружных поверхностей днища и колесных ниш предназначены материалы на основе битума или каучука с различными наполнителями, усиливающими стойкость полученного после обработки покрытия к абразивному износу.

Эти препараты, более вязкие и не имеющие такой же текучести и проникающей способности, как составы для обработки внутренних полостей, требовательнее к подготовке поверхностей перед нанесением. Иными словами, грязь с поверхностей, которым предстоит обработка мастиками, необходимо удалить, имеющуюся коррозию — зачистить с помощью скребка, металлической щетки, наждачной бумаги.

Поскольку механическое удаление коррозии не везде возможно и не всегда очищает поверхность гарантированно, можно воспользоваться преобразователем ржавчины. Точно не будет хуже, если подготовленную для нанесения мастики наружную поверхность обезжирить, а затем загрунтовать каким-нибудь составом типа ML.

Антикоррозийные препараты для самостоятельной обработки предлагаются в аэрозольных упаковках и в банках или бутылках для последующего нанесения кистью либо шпателем.

В работе аэрозоли удобнее, а качественная обработка внутренних полостей, для чего к некоторым аэрозольным препаратам прилагаются гибкие шланги-насадки, без них и вовсе невозможна.

Зато мастики дешевле. При цене за 1 кг от 4 до 6 руб. в зависимости от марки 2-килограмовые банки битумно-каучуковой либо полимерно-битумной мастики, чаще всего предлагаемые в розничной торговле, обойдутся в 8-12 рублей. Правда, из-за того, что мастики наносятся кистью и шпателем, их расход, как правило, больше, чем в случае аэрозолей, что необходимо учитывать при оценке финансовых затрат на обработку.

Аэрозоли для самостоятельной обработки предлагаются преимущественно в упаковках емкостью 0,5-0,7 л. Ценовой диапазон — от 4 до 8 рублей. Материалы шведских производителей, считающихся законодателями моды в антикоррозийном деле, дороже, из-за чего проигрывают в спросе более дешевым препаратам и в розничной торговле встречаются редко.

Преобразователь ржавчины увеличит затраты на обработку из расчета 4-6 руб. за банку объемом 0,5 л.

Экономия денежных средств — серьезный аргумент в пользу антикоррозийной обработки кузова своими руками, но есть и «подводный камень», который также надо учесть. Результат обработки во многом зависит не только от качества применяемых препаратов, но и от подготовки поверхностей к их нанесению. Если с обрабатываемых поверхностей не удалить ржавчину, в ее рыхлом слое останется все необходимое, чтобы коррозия продолжалась и под нанесенным покрытием даже при наличии в антикоррозийных материалах ингибиторов коррозии.

Впрочем, история знает немало случаев, когда в мастерских, оказывающих услугу антикоррозийной обработки, спустя рукава подходили к вопросу подготовки кузова перед обработкой, что впоследствии оборачивалось быстрым повторением проблемы. Об одном из них мы рассказывали в статье «Где ржавеет Mazda3: впечатлительных просим не смотреть». При самостоятельной обработке все в руках того, кто за нее взялся, — ему и пенять на себя за то, что получится в итоге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector